Формирование установок толерантного сознания у учащихся школы, как одно из направлений правового воспитания в школе

                                                                        
        В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования в российской школе является развитие правового образования. Необходимость укрепления отношения к праву как механизму бесконфликтной реализации своих интересов в обществе становится очевидной.

Современная школа должна научить учащихся умению отстаивать свои права, уважать чужие, знанию основополагающих правовых норм и умению использовать возможности правовой системы государства.
Правовое воспитание в школе должно способствовать личностному самоопределению ребенка: "Кто я? Какой я? Чего я хочу?"
Необходимость действовать с учетом позиции других людей, уважительное отношение к окружающими людям, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашей страны, принятие различных форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности,  открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений (а это и есть, по словам Д.С.Лихачева,  формирование установок толерантного сознания у учащихся школы и   благоговение перед культурой), с учетом правовых норм становится условием для развития "Я" школьника относительно "Я" других людей.

Именно     эти   условия, которые известный деятель российской культуры Д.С.Лихачев назвал «экологией культуры» и легли в основу Декларации прав культуры.  Декларация прав культуры хорошо продуманный и конструктивный документ конца ХХ столетия, который мог бы послужить основой для организации воспитательной работы в школе.

Главным для Дмитрия Сергеевича Лихачева при этом было убеждение: "Культура — это нравственность прежде всего".

Трудно было не прислушаться к  словам Д.С.Лихачева, когда он говорил: «Я мыслю себе XXI век как век развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей, закладывающей свободу выбора профессии и применения творческих сил. Образование, подчиненное задачам воспитания, разнообразие средних и высших школ, возрождение чувства собственного достоинства, не позволяющего талантам уходить в преступность, возрождение репутации человека как чего-то высшего, которой должно дорожить каждому, возрождение совестливости и понятия чести — вот в общих чертах то, что нам нужно в XXI веке. Не только русским, конечно, но особенно русским, потому что именно это мы в значительной мере потеряли в нашем злополучном ХХ веке».

Основными целями школы по формированию толерантного сознания  школьников являются:

·создание благоприятных условий, способствующих формированию толерантного сознания  у учащихся школы;

·развитие у учащихся школы важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей (патриотизм, доброта, единство, дружба, милосердие, согласие, уважение старших, ценность жизни и т.д.);

·формирование уважительного отношения к праву, как социальной ценности, выработка установки на законопослушное поведение и активное неприятие нарушений правопорядка;

·формирование социально-активного поведения личности, проявляющегося в осознанном правомерном поведении, эффективной реализации своих прав и свобод, умелой и цивилизованной защите их, ответственном отношении к обязанностям гражданина РФ, способности в любых ситуациях действовать юридически грамотно.

Для реализации этих целей в школе существует эффективная система по формированию толерантного сознания  учащихся, основанная на следующих принципах:

·гуманизма;

·верховенства  права, уважения прав и свобод человека;

·природосообразности, то есть не переделка ребенка, а развитие имеющегося потенциала;

·деятельностного подхода к воспитанию личности, то есть воспитание не морализацией, а организацией непосредственной жизнедеятельности ребенка;

·возрастной целесообразности, то есть отбора содержания и форм деятельности в соответствии с ведущими потребностями ребенка;

·принципы: эгоцентрический (обращение к внутреннему миру ребенка) и антропоценности (человек как активный субъект всех форм жизнедеятельности).

Формирование толерантного сознания  у школьников происходит через систему воспитательной работы, школьного гражданско-правового образования с 1 по 11 классы, школьное самоуправление при обеспечении психолого-педагогической и правовой поддержки (в лице школьного психолога, социального педагога, заместителя директора школы по правовому воспитанию).

Система школьного гражданско-правового образования включает в себя учебную и внеучебную деятельность учащихся с 1-11 классы.

 Учебная деятельность учащихся способствует формированию установок толерантного сознания через изучение специальных предметов ("Обществознание", "Правоведение", "Политика и право", а также факультативного курса "Правовые основы предпринимательства) и через весь комплекс остальных учебных предметов (окружающий мир, литература, ОБЖ, биология, ИЗО, музыка и т.д.) способствующих толерантному сознанию и поведению школьников.

Во внеучебной деятельности  педагоги проводят большую воспитательную работу через привитие детям умения и навыков общения, основанных на взаимоуважении и дружелюбии, терпимости и взаимопомощи, используя при этом разнообразные формы и методы.

У каждого  народа есть свои заповеди: Библейские заповеди (Заповеди Моисея) и заповеди Корана (изречения пророка Мухаммеда). Во всех этих заповедях прослеживаются общечеловеческие ценности: ценности жизни, духовно-нравственные ценности и ценность жизни отдельного человека.

Кого представлял себе  Д.С. Лихачев, когда писал заповеди человечности? Может быть школьников и учителей? Нет. Скорее всего, он обращался  ко всем людям вообще. Хотел быть услышанным. Вот эти заповеди Д.С. Лихачева:   

1.       Не убий и не начинай войны.

2.       Не помысли народ свой врагом других народов.

3.       Не укради и не присваивай труда брата своего.

4.       Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.

5.       Уважай мысли и чувства братьев своих.

6.       Чти родителей и прародителей своих  и все сотворенное ими сохраняй и почитай.

7.       Чти природу как матерь свою и помощницу.

8.       Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.

9.       Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.

10.    Пусть свободным будет все,  ибо все рождается свободным.

 

На основе Декларации прав культуры и заповедей  Д.С. Лихачева учителя школы  попытались составить свои, не такие совершенные, но очень искренние правила, которыми и руководствуются в своей работе с детьми:

- Главное право каждого человека- право на жизнь, и маленький человек – ребенок    тоже имеет право жить.

- Обеспечить  физическую и психическую безопасность ребенка.

- Совершенствовать детскую личность.

- Воспитывать в ребенке человечность.

- Позволять ребенку  выражать свои мысли, чувства, эмоции приемлемым образом.

- Не лишать ребенка общения с детьми.

- Дать право ребенку совершать ошибки.

- Не  оскорблять ребенка ни при каких обстоятельствах.